Эмоциональные нарушения детского возраста.

20 сентября 2013 - eleonora
article23.jpg

Для всех детей характерна высокая эмоциональность, яркость, непосредственность переживаний, преобладание сферы эмоций над мышлением. Однако индивидуальность каждому ребенку придает неповторимое и генетически обусловленное сочетание процессов возбуждения и торможения в нервной системе, а также личная история и особенности жизни ребенка.

 
Условно выделяют две группы эмоциональных нарушений детского возраста, которые соответствуют двум типам конфликтов: межличностные (внешние) и внутриличностные (внутренние).  
 
Дети с преимущественно межличностным типом конфликтов  неуравновешенные, быстровозбудимые, дезорганизованные, в поведении характерны бурное выражение эмоций, громкий плач, обидчивость, вспышки гнева и т.п. 
 
Дети с внутриличностными конфликтами преимущественно «легкотормозимые», пассивные, избегающие, с устойчивым негативным отношением к общению, дистанцированные от общения, наблюдающие за другими со стороны.
 
Наиболее распространенные формы негативных эмоциональных реакций:
 
Агрессивность (от лат. aggredi — нападать) — физическое и/или словесное нанесение вреда. Изначально проявляется открыто, но под влиянием запретов и осуждений со стороны значимых взрослых трансформируется в символическую форму: упрямство, визг, всхлипывание и т.п.
 
Страх — эмоция, возникающая при угрозе биологическому или социальному благополучию ребенка и направленная на источник реальной или представляемой опасности. Выделяют конкретные страхи, связанные с конкретными предметами (шприц), существами (собаки), явлениями (гроза), и символические страхи в виде неопределенных страхов (страх темноты) и страхов-фантазий.
 
Конкретные страхи появляются в конце раннего возраста к 2-3 годам. Причем, чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. После 3х лет начинается период символических страхов. При нормальной эмоциональной сфере ребенка страх и тревога достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.
 
При болезненно высокой чувствительности, низкой стрессоустойчивости нервной системы страхи и тревожность могут быть слишком значительны, что в свою очередь негативно отражается как на состоянии ребенка, так и на развитии его способностей. Патологическая чувствительность может быть связана с неблагоприятными факторами здоровья ребенка. Но чаще всего это отрицательная атмосфера в семье, в которой ребенок не только лишен чувства защищенности и безопасности, но и зачастую испытывает реальную угрозу своему физическому и/или социальному благополучию.
 
При любых других составляющих главным фактором гармоничного развития ребенка была и остается семья. Однако значительная роль отводится и детским коллективам, поэтому невозможно преувеличить роль воспитателя-педагога. Благополучие эмоциональной сферы ребенка является основой личности будущего взрослого, формирует черты характера и определяет мотивации, поведение, успешность. В связи с этим родителям и педагогам следует принимать заинтересованное участие в формировании взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми, развитии, организации и направленности его деятельности.
 
В современной международной классификации болезней выделены следующие эмоциональные расстройства детского возраста: тревожные расстройства, фобические (страхи) тревожные расстройства, социальные тревожные расстройства, расстройства сиблингового (братья, сестры) соперничества, депрессивные расстройства. 
 
Не все эмоциональные нарушения требуют медицинской специализированной помощи, но все они требуют искреннего внимания, терпеливого участия и родительской любви. 
 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий